Никольский храм в селе Рогачево

Рогачёвский Никольский храм

 

 

 

 

 

 

 

 

Гравюра 19 века  Никольский храм села Рогачёво.

 

 

pic003

Редкое фото храма. Конец 19 — го века или начало 20 — г.    Ещё цела ограда.

История создания храма подробно изложена в книге И. Покровского «Торговое село Рогачево», размещённой на нашем сайте. Можно ознакомиться с ней и по другим источникам, например, в работе А.Ф. Захаровой «Дороги к храму. Никольский храм и село Рогачево». Если кратко, то до XVII века в Рогачево, предположительно, существовала деревянная церковь во имя святого Иоанна Предтечи. В конце XVII века её или снесли, или она сгорела, а на этом месте выстроили пятиглавую холодную церковь во имя святителя Николая с трапезной и Иоаннопредтеченским приделом. В 1849 г. эту церковь, в свою очередь, снесли и вместо нее в 1853 г. построили новую с двумя приделами: во имя святого Иоанна Предтечи и в честь Смоленской иконы Божией Матери. В августе 1862 г. всего через 9 лет и эту церковь разобрали. Не иначе как по инициативе Московского Почетного Гражданина Козьмы Григорьевича Мошкина, родом из Трехденева ( прихода села Рогачёво). Очевидно, это был весьма богатый московский купец, заработавший свои деньги на торговле мясом в Охотном ряду,  там где сейчас гостиница «Москва» и улица Охотный ряд. Почитайте В. Гиляровского «Москва и москвичи», а там «Чрево Москвы». Замечательная литература. После смерти К.Г. Мошкина дело строительства храма продолжил племянник покойного — купец Илья Матвеевич Мошкин. Завершали строительство храма возведением очень высокой четырехъярусной колокольни  Санкт-Петербургский купец Иван Михайлович Гордеев (родом из Алёшина),  а помощником был его родной брат Московский купец Семен Михайлович Гордеев.  Строительство велось в течение 23 лет.

АРХИТЕКТУРА
Грандиозное здание с яркой художественной индивидуальностью отдельных частей — характерный образец эклектики с чертами псевдорусского стиля.
Сложенная из кирпича с включением белого камня, она строилась с 1850 по 1886 г. путем постепенной замены частей прежнего кирпичного храма конца 18 в.

Наиболее полно особенности «тоновской» архитектуры и ориентация на соборный тип воплотились в облике пятиглавой холодной церкви, получившей традиционные формы четырех-столпного крестово-купольного храма. Ее компактный, лишенный апсид центрический объем опоясан в верхней части крупной, включающей окна аркатурой, завершен поверх карниза ярусом ложных закомар, отвечающих делению фасадов. Мотив аркатуры повторен на барабанах, увенчанных луковичными главами. Монументальности постройки противоречат измельченные в духе XVII в. формы крылец и часовни у восточной стены, пристроенных в 1880-х гг.

Четырехстолпная трапезная обладает оригинальной объемно-пространственной структурой. Необычна поперечная ориентация перекрытого цилиндрическим сводом среднего нефа, шириной и высотой превышающего соседние компартименты с крестовыми вспарушенными сводами. Характер интерьера нашел отражение в композиции фасадов, завершенных полукруглым тимпаном. Над кровлей трапезной поднимается массивный глухой деревянный барабан с главой.

Огромный кирпичный храм в русско-византийском стиле, выстроенный вместо старой каменной церкви рубежа XVII-XVIII вв. попечением  Мошкиных и Гордеевых.                                                        Четырехстолпная трапезная со Смоленским и Предтеченским приделами построена в 1849-1853.

                                Четырехстолпный пятикупольный главный храм сооружен в 1862-1886.                                  Колокольня в 1877.

Архитекторы: в 1877-1884 Грудзин В. О. Русский архитектор, гражданский инженер. Дворянин, католик. С 1842 учился на отделении гражданских инженеров Лесного и Межевого института. Работал на сооружении Эрмитажа в СПб. С 1844 служил помощником гражданского инженера, с 1846 — гражданским инженером Тверской палаты Государственных имуществ. В 1849 назначен гражданским инженером Московской палаты Государственных имуществ. В 1866 назначен техником МГП. В конце 1860-х — начале 1870-х заведовал строительством в городах Московской губернии. Имел частную практику, стал автором нескольких десятков церковных и гражданских построек в Москве и Московской губернии.  В 1880-е годы Щепетов П. Н. Русский художник. Известны его работы в храмах Москвы и Подмосковья в конце XIX в. Церковь Святого Духа Утешителя (Параклита) в пустыни Параклита Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, пос. Смена. Церковь Воскресения Христова, что в Кадашах Москва, 2-й Кадашевский пер., 7. Специализация — интерьеры, внутреннее убранство.
В церкви было медное паникадило на 48 свечей весом в 60 пудов (без малого тонна),
резной иконостас работы Г.И. Лебедева и М.А. Рагожина. Со стороны алтаря, на площади, устроена часовня.

pic004

       8 мая 1883 года Рогачёвский волостной сход постановил соорудить в селе Рогачёво каменную часовню в память почившего Государя Императора Александра Николаевича и в ознаменование благополучного царствования Его Императорского Величества Александра Александровича.                                   «Движимые чувством глубочайшей благодарности к Государю Императору и беспредельной преданности к Нему, сказанные крестьяне, по инициативе двух из них, села Рогачёова И. И. Корешкова и Ф. А. Юрасова, решили соорудить за свой счёт, по силе каждого, Икону с иэображением Св. А. Невского, Марии Магдалины, и Дмитрия Царевича, память которого совпадает с днём священного коронования…».

     » Внизу иконы на эмалевой пластинке написано: «Усердием Ивана Корешкова, Фёдора Юрасова, Матвея Сударикова, Ивана Архарова, Герасима Негина, Михаила Бурова. Петра Титинкина. Александра Кувыкина, Петра и Павла Тюлениных, Егора Рыбакова, Ивана Князева, Ивана Седова, Фёдора и Ильи Романовых, Дмитрия, Степана и Василия Калистратовых, Василия Блинова, Алексея Мочалова, Павла Филимонова, Алексея Терентьева, Ивана Келейникова, Василия Панюшкина, Максима Князева.»   

                               Монументальное здание храма возведено на обширной торговой площади. По периметру Никольской церкви сохранилась массовая жилая двухэтажная застройка конца XIX — начала XX в., сменившая торговые лавки и гостиный двор, составлявшие ранее с храмом целый квартал. Центр площади окружают каменные дома богатых рогачевцев, которые создают колоритную картину провинциального купеческого городка. Картину портит убогой архитектуры типовое здание универмага постройки 80-х годов прошлого века. Кроме величественного храма и деревянной церкви на кладбище в Рогачево были: общественная богадельня; двухклассное, министерства народного просвещения училище; женское земское начальное народное училище; церковноприходское училище (в советские времена здание Рогачёвской средней школы. В перестроечные времена стараниями рогачёвцев утрачено) ; земская лечебница с амбулаторией; здание Рогачевского волостного правления; почтовая станция; частная аптека; ссудо-сберегательная касса; бесплатная библиотека, созданная И. Покровским и иконописное заведение. Центр села занимал общественный сад с бульваром, основу которого составили посадки бывшей усадьбы служителей церкви. В 1865 году на приходском кладбище с. Рогачёва была устроена деревянная церковь во имя Св. Великомученика Дмитрия Солунского, перевезенная из с. Черняева. Ныне утрачена. В 1936 г. Никольский храм был разграблен и закрыт. С колокольни сбросили колокола, помещение храма использовали под овощехранилище. Во время пожара в годы Великой Отечественной войны полностью была утрачена настенная роспись.
В 1990 г. храм возвращен Православной Церкви, проводятся восстановительные работы. Регулярно совершаются богослужения. При храме создана воскресная школа.
Обиходные названия: Церковь Николая Чудотворца, Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь.

http://www.temples.ru/gallery.php?CardID=660

По этой ссылке можно посмотреть

фотографии храма.