Наши имена

             Названия некоторых поселений Рогачёвского прихода.
В самом начале приведу простые правила нахождения смысла древних слов, обозначающих названия поселений, рек, озёр, имена людей. Есть всего три несложных базовых правила филологии, по которым можно определить происхождение и значение того или иного слова.
Правило первое: на гласные в слове можно внимания не обращать, главное — костяк согласных.
Второе: согласные чётко группируются по месту образования во рту — например, Л, Р, Н образуются в одной и той же части нёба, но разными движениями языка. Наиболее часто встречающимися группами согласных, члены которых соответствуют друг другу в словах родственных языков (и могут друг друга заменять), являются следующие группы.
1) w –в – м – б – п – ф
2) л – р – т – д – н — с
3) х – к – г – ж – з — ц
4) с – ц – ч / джь.
Члены одной цепочки могут спокойно чередоваться и постоянно соответствовать друг другу в близких по смыслу словах родственных языков.
И третье: при переходе слова из одного языка в другой оно может только укорачиваться, чаще всего на первый слог.

http://starye-karty.litera-ru.ru/karty/mos/shuberta1860/moskva-shubert-r03list6-b.htl
По этой ссылке можно отрыть прекрасные карты Московской губернии картографа Шуберта 1860 года и увидеть расположение населённых пунктов о которых пойдёт речь ниже.

             Сельцо Мякотино – Подвязново тож. Подвязново, современное название деревни. И очень ясное. Под вязами. Когда-то жители деревни Мякотино высадили возле домов деревья, что дало новое имя небольшому селению. А Мякотино — производное от слова мяк/оть, мак/нуть, мок/нуть. И это не трудно понять и принять, если иметь в виду то, что деревня возникла на Клинско — Дмитровской гряде,   на берегу древнего ледникового озера – болота. Сейчас его уже давно нет, а в стародавние времена и до нашего времени оно определяло жизнь людей не только на его островах, берегах, но и Владимирской Руси, Московского, Дмитровского княжеств. В родственных русскому языках: макна – топь, болото (латыш), makna – вязкая грязь (средне литовск).
Осмелюсь дать небольшую рекомендацию читателям, интересующимся древними названиями топонимов и гидронимов нашей страны и не только её. Найдите в интернете «Словарь народных географических названий» Э.М. Мурзаева. Это редкая книга. В СССР она издавалась, в отличие от «Словаря великорусского языка» В. Даля, всего один раз. С её помощью, при некотором навыке, можно находить подлинные значения названий древних географических объектов. И мы эти значения будем определять в первую очередь с помощью данного словаря.

                Микляево. М.б. от     «МЫКАТЬ, мыкивать, мыкнуть что (мыкаю и мычу…. Мыкать по свету, шататься в нужде, обмогаясь. Мыкать горе, бедовать. …В девках сижено, горе мыкано, а замуж выдано — вдвое прибыло! Мыкаться по свету, мыкать. ……. Горя не размыкаешь. …Мыконица, собр. ватага мыкал, шатунов. Мыканка …шлюха, шатунья». Словарь В.Даля. В значении бедная деревня.
          Абрамцево. Кроме этой деревни существует АБРАМЦЕВО, усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области. Стало — быть такое название селений в России не редкость.
Ещё одна вынужденная сноска. Древние русские наименования, как правило, состоят из двух корней.
Определим состав слова. Абрамцево =Аб + рам/цево. Аб и рам корни слов, образующих топоним. Цево – окончание слова. Аб и ба, об и бо термин, означающий воду. Во/рскла — река, Во/ронеж- река, Аб/акан (река), Обь (река). Рама – раменье – открытое, ограниченное чем-то, пространство. Оконная рама ограничивает видимое пространство за окном. «РАМО — Рама, стар. межа, граница, обвод, обход участка земли, по владению; рама, ныне обраменье, край, предел, конец пашни, которая упирается в лес, либо расчищена среди леса, как встарь большею частью, и ныне тоже нередко на север и восток Руси, отсюда зараменье или рамень ж. и раменье ср. лес, соседний с полями, с пашней». Словарь В.Даля. И здесь, расчищенный, открытый участок в лесу, ограниченный нераскорчёванным лесом. Озеро, также открытый участок пространства, ограниченный берегами. Недалеко от Абрамцева существовало ледниковое озеро. Сейчас о нем напоминает река Яхрома. Яхр+ом/а. Яхр — озеро (финск). Ом> вода, река.  Река Омь с городом Омск, река Томь с Томском (То + Омь). Здесь То(Т) остаток определённого артикля. Река Омо в Эфиопии. Ом/уль — рыба. Ом/ут — яма в реке. Су/оми — самоназвание финского народа. Су ( есть) — древний русский(славянский) артикль. Речные, или водяные.И многие другие. Яхрома река озера. Озёрная река.  Около деревни Бунятино протекают реки Бунятка и Муравка, сейчас впадающие в реку Яхрому.  Отсюда и название. Абрамцево. Реки, воды (аб — об) впадающие в озеро ( рама ). Очень древнее поселение. Основано оно тогда, когда озеро ещё существовало.
Имя одного из главных ветхозаветных персонажей Авраам. Он же, якобы еврейский, современный Абрам. «В» поменялось в русском языке на «Б», обычная в русском языке замена (вифлиотека — библиотека), а «АА» стало одним «А», так как наш язык удвоенных гласных, в отличие от некоторых других, не поддерживает. Но название Абрамцево вряд ли от Авраама, с чего бы. Имена старинных русских селений всегда значимы. Это, как правило, отражение места расположения селения или характеристика людей обосновавшихся здесь.

Раменское – Раменье.  Селения расположено  на одном из бывших островов озера.  Не Яхр/овское и не – Ом/ское. Раменское означает Озерное. Добавим к нашим рассуждениям следующее. В ненецком языке «яха» — река. языке небольшого северного народа России «манси» морфема «ах (ях)» означает – протока соединяющая озера, озеро с рекой, небольшая река. У азербайджанцев «яха» — берег, побережье. В селькупском «ак» – устье реки. Основное значение «ак – ок» — течение воды. Отсюда и имя реки Ока. Тогда Яхрома это небольшая река, впадающая в озеро. 

Как видим как на разбивай гидроним Яхрома,  Ях + Рама, или Яхр + ома результат этимологии одинаков. Но название Раменское появилось позднее чем Яхрома.

Алёшино. Название происходит от слова алешня. Так называли, когда-то в России, Белоруссии, на Днепре реку с заболоченной поймой, поросшей чёрной ольхой. Деревня расположена на речке Малиновка (правом притоке реки Лбовки). Берега малой речушки заросли ольхой, малиной. Отсюда название и реки и деревни.

Лутьково. В 19 веке писалось Лутково. Название слагается из двух корней. Лут + ков/о. Лут = луд – луг, выгон, пастбище (коми), поле – (удмурд.), Лут = луд = ляд/а – луг, пустошь (рус.). Ков = коб/а – лог, ложбина, овраг (тюрк). Значение названия — выгон (пастбище) в ложбине. Вы можете убедиться в правильности перевода, если посмотрите на карту Шуберта Московской губернии 1860 г. Лутьково расположено в ложбине. Вокруг поле, рядом река, прекрасное место для выпаса скотины.

Копылово. На карте Шуберта Московской губернии 1860 г. хорошо видно, что маленькая деревня Копылова находится на берегу, на полуострове древнего озера, к середине 19 века уже исчезнувшего. На месте озера лес. Древнее русское поселение в этих местах. Удобное место для деревни. Озеро богатое рыбой. По озеру можно легко плыть куда нужно. Берег заболоченный. Может поэтому и Копылова. Коп/ыл/ово. Ово – окончание слова. Копыл = коп + ыл = коп + эль (аль). Где аль (эль) определенный артикль, сросшийся с корнем слова. Алгебра, алхимия. Коп – болото, мелкое озерцо покрытое тростником (казах). Или в России, копань – поле расчищенное от леса, а в Псковской обл. – копаня – холм. Названия эти во всех случаях соответствуют месту расположения селения. Береговое.

Мурдасово. Мурдасово = Мур+дас/ово. Мур – низкая приморская (приозерная) терраса, временами затопляемая водой. Дас = тас – безлесая, невысокая возвышенность (алт., тув,). Название деревни точно определяет природные особенности места, где она расположена. См. карту.

Кочергино. Ранее Кочерги. Коч/ерги. Перовый корень – коч (кош) – становище, стоянка или просто жильё. Второй — ерг — земля, место, урочище (тюрк, казах) > ергин — поле, поляна, равнина (чукот). Посмотрите на карту и Вы согласитесь, что Кочергино это деревня на краю большого поля.

Софрыгино. Софрыгино = сопрыгино — « СОПРЯГАТЬ, сопрящи кого с кем, церк. соединять браком, венчать. -ся, брачиться. Сопрягание, сопряжение ср. действ. по знач. глаг. Сопрячь, вообще соединять, связывать…». Словарь В.Даля.
Две или несколько молодых семей объединяли свои усилия по освоению и обработке новых участков земли. Корчевали лес, строили жильё. Сопрягались.
Пешково. Пеш/ков/о. Основа данного понятия > паш — постоянно необрабатываемый участок земли (Полесье). От пасти, пастбище. Ков – лог, ложбина, овраг (тюрк). Пастбище в овраге.

Василёво. Васнево. Древнейшие, может быть одни из первых русских деревень на нашей земле. Основа названия Вас. Поселений с такой основой на русских землях множество. В большинстве случаях размещаются на берегах озёр и рек. В чтении справа налево получим сав = сев. Это место где пахали землю и СЕЯЛИ хлеб.
Интересно , с моей точки зрения, название деревни Аладьино. Ал+ад/ьино. Ал — определённый артикль в арабском языке. Соответствует – это, есть, се, с в русском, или ist в немецком. Ад, ат – остров (тюрк). Простая русская оладья это остров теста на сковородке. Посмотрите на карте Шуберта. Деревня, как и несколько других, (Маслова, Костюнино, Демьяново, Лукьянова, Головина) в центре  высокого образования, вокруг которого  болота, и леса (  также, вероятно, заросшее болото). Большой остров на древнем заросшем озере.Спокойное, безопасное место для жизни.

Безбородово. Странное название с позиции современного человека. Но, думаю, в 17 — 18 веках в России понятное и о многом говорящее. До Никоновских, Петровских  реформ ломавших исконно русское   православие под западное христианство на Руси невозможно было встретить мужчину без бороды. Борода признак истинно православного человека.В 17 веке этот обычай искоренялся разными методами. Постепенно люди подчинялись насилию и принимали, кто искренне, кто подневольно правила навязываемого существования в рамках новой идеологии. И многие из таких селились сообща.

Названия деревень Игнатово, Александрово, Богданово, Поздняково,  Нечаево, Жирково, Поповское попроще и вроде бы понятны без перевода.
Названия некоторых поселений расположенных вблизи с. Рогачёво.
Бунятино. На речке Бунятке — Буйнятке. Буй – высокое, открытое место, холм, стремнина на реке.

Подмошье. Надмошье. Поселения с обеих сторон древнего озера, заросшего и превратившегося в болото, поросшее мхом. Мошье — это моховое болото.
   

 Говейново, или как ласково называют его соседи, Говёново. От слова говеть, то — бишь, поститься. Видно, небогатая была деревня. Да и в самом деле, на озёрном острове земли пахотной мало, скотину прокормить проблема, жировать и не с чего.

Куликово. Кулик, общее название голенастой болотной дичи. Богатое, большое село на болотном острове. Недалеко монастырь, от него и кормились . Как и рогачёвцы, обслуживали водный торговый путь из московских владений на Волгу, на Севера. Не исключаю, что в Куликове жили торговые представители северных территорий. Недаром коренные куликовцы говорили : «Мы из Карелии» и говор у них был иной, на «О», а не на «А», как у рогачёвских.

  Покровское. Вероятно по церкви, освящённой в честь православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Населённых пунктов с подобным названием в России множество.
Насоново. Эта деревня на юг от Рогачёва. Многие про неё и не слышали. С моей точки зрения очень интересное древнее название. Хорошо отражает систему построения древних терминов в русском языке. Насон /ово. Насон = носон. При произношении или чтении с разных сторон слово одинаково. Основа его НОС (МЫС). В географии это узкий мыс, острый выступ горы, уступ в конце гряды. И на очень точной карте Шуберта видим, что деревня находится на мысе гряды — возвышенности. Например, так же построено слово хомяк. Хомяк = х(к)омя(о)к = комок. Это животное в шкуре защитного цвета, не отличишь от комка земли. Или такое родное, понятное слово изба. Изб/а, написанное справа налево, читается бза = база = баз – хозяйственный двор жилого дома, усадьбы на юге России (у казаков). Интересно, что в Египте слово «изб» означает мужскую компанию, товарищество, а у нас, как понимаете, дом родственного товарищества, семьи.
       

Черняево. Старинное, когда то большое, торговое, как и Рогачёво, село. Название либо от Чер – приток реки (коми). Деревня основана на реке Черняевке, впадающей в р. Сестру, притоке Сестры. Черняевка — это река с заболоченными берегами, заболоченной поймой. Либо от Черен, торфяное болото на Руси, где добывали торф. Как видим, оба названия взаимосвязаны. Чёрная вода, чёрная река. Черных рек в России хватает. Чёрная речка, где погиб А.С.Пушкин.
   

Синьково. Синь+ков/о. Син – гребень горного хребта; букв. «ребро», «грань» (лезг.). Ков, хоба – лог, ложбина, овраг (тюрк). Гобу, гову – сухое русло, овраг, ложбина (азер). Синьково лежит на Клинско – Дмитровской гряде, на гране её. С одной стороны которой, низина бывшего ледникового озера, а с другой громадный овраг с речным руслом.

Обратимся к самому интересному.
                                  Рогачево.
Рогачёво — смысл названия? Если кто-то полагает, что деревня Рогачёвская, а затем и село Рогачёво получило своё имя от рогатин, с которыми жители его выходили на большую дорогу, или от тех коровьих рогов, что собирали для изготовления гребней и зубных щёток, то сильно ошибается. Дело в том, что это далеко не уникальное название, как в России, так и в других странах. В России около 20 селений с таким же названием.
Рогачёво д (Раменский р-н, Московская область)
Рогачёво д (Сергиево-Посадский р-н, Московская область)
Рогачёво д (Можайский р-н, Московская область)
Рогачёво д (Можайский р-н, Московская область)
Рогачёво д (Приволжский р-н, Ивановская область)
Рогачёво д (Невельский р-н, Псковская область)
Рогачёво д (Порховский р-н, Псковская область)
Рогачёво д (Гдовский р-н, Псковская область)
Рогачёво д (Новосокольнический р-н, Псковская область)
Рогачёво д (Галичский р-н, Костромская область)
Рогачёво д (Смоленский р-н, Смоленская область)
Рогачёво д (Смоленский р-н, Смоленская область)
Рогачёво д (Ржевский р-н, Тверская область)
Рогачёво д (Вышневолоцкий р-н, Тверская область)
Рогачёво п (Зеленоградский р-н, Калининградская область)
Рогачёво с (Дмитровский р-н, Московская область)
Малое Рогачёво (Дмитровский р-н, Московская область).
А ещё город Рогачёв в Белоруссии и Рогачёво в Болгарии. Уверен, ещё есть, нужно только поискать.
Корень нашего слова > РОГ. Иные названия с этим корнем > Рог, Рогово, Рогали, Рогачи, Рогатин, Роговое, Рогатка, Рогнедино, Роготня, Рогоз, Рогожна. И ещё шесть десятков похожих.
Корень без огласовки, только набор согласных > РГ.
Вспомним первое базовое правило филологии. На гласные в слове можно внимания не обращать, главное — костяк согласных. И, исходя из этого, станем менять гласные в корне.
          РАГ. Названия с корнем РАГ > Рагуза, Раг/ожская республика ( нынешний Дубровник – Хорватия), Рагоза, Рагули, Раговицы и пр.
         РИГ. Названия с корнем РИГ. > Рига, Риг (озеро), Ригосельга и пр.
         РУГ. Названия с корнем РУГ. >Руга, Ругозеро, Ругуй, Ругайцево и пр.
А по второму правилу согласному > Г, соответствуют в словах родственных языков (и могут его заменять) Г – к – х – ж – з – ц. Тогда Рог может звучать как рок – рак – рек – рык. Рох — рах – рех – рых т.д. Отсюда и названия Роканово, Рекуновка, Рыкасово, Рукшино, Раковка, Ржев, Ражково, Ряжск, Рожок, Рыжно, Рахново, Роздоры, Руза и множество подобных. Всего в России, по нашим скромным подсчётам, населённых пунктов, названия которых образованы с помощью вышеуказанных корней – городов, сел, деревень, поселков, хуторов, погостов около 500. И это не считая переименованных, уничтоженных во время войн, расселённых, укрупнённых, заброшенных. Очевидно, эти названия не являются, например, характеристикой места нахождения селения, а именем того народа который здесь поселился. Известен ли историкам такой народ? Да, конечно.     В различных источниках, у разных древних европейских авторов, то руги – роги. Историки не имеют единого мнения о происхождении этих племён. То ли восточные германцы, то ли славяне. Ныне ругов (рогов) отечественные авторы все чаще считают восточно-европейским народом и включают его в этногенез словяно — русов. Руги или роги самое древнее, известное нам, имя «РУСИ». Наш народ в разное время и в разных документах в разных частях Древнего мира назывался тоже по-разному: руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы, роксомоны, роксаланы. В отечественной и зарубежной исторической литературе идет постоянная, непрекращающаяся дискуссия — кто такие русы? За почти что три столетия в научном мире утвердились несколько мнений, несколько точек зрения на этот счет.
Первая точка зрения: русы — это славяне.
Вторая точка зрения: русы — это норманны-скандинавы.
Третья точка зрения: русы — это сармато-аланский народ, потомки роксолан.
Четвертая точка зрения: русы — это руги, жившие в Европе в I–V вв.
Пятая точка зрения. Слово “рус” очень древнее и существовало у разных индоевропейских народов, обозначая, как правило, господствующее племя, род. Этим объясняется и его значения в разных языках — «красный», «светлый». И тот, и другой цвета у древних народов были признаками господствующего племени, «царственного» рода.

Я считаю так.

       Роги — руги  это изначально главный носитель и хранитель  древней народной  Веры. Православия. Закона Права, Роты  в сообществе  единоверцев —  славянских племён (казаки, поляки, силезцы, словинцы, чехи, словаки, кашубы и лужичанебелорусы, русские, украинцы и русиныболгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы и др.).  Казаки,  воинская составляющая в этом в этом древнейшем сообществе не считали себя русскими, а отдельным этносом, связанным с теми одной верой.

Славяне — христиане ,  населявшие Ближний Восток — Сирия, Ирак, часть Ирана, Египет, Ливан, Палестина и пр., в ходе длительных и кровавых битв с арабами — мусульманами, объединёнными Мухаммедом одной религией  были частью уничтожены, частью ассимилированы захватчиками (их наследники курды. сирийцы — рож/с/ены), а в основном (более 15 миллионов) мигрировали в Европу, через Переднюю Азию, в Малороссию и Украину по Днепру, в Поволжье и Сибирь по Волге.
Можно прояснить этот вопрос, если нанести на карту Европы местоположение всех известных селений ругов – рогов, на которые мы ссылались выше. Сразу станет ясно, откуда и как шли наши предки на свою нынешнюю Родину. Но это не сейчас.

Так что, рогачёвцы это потомки тех русских, что ушли с Ближнего Востока полторы тысячи лет назад в 6 веке и через Европу или Малороссию заселили  нашу Родину в 11 — 12 веках.

   Что означают древние имена коренных рогачёвцев.
Агеевы. Происходит от слова АГА. (Aka — старший) — в некоторых странах Востока (Османская империя, Селевкидское государство и др.) — форма обращения к старшему по рангу, обозначение племенной знати и титул. В Османской империи титул военачальников, в том числе командира янычар, младшие и средние офицеры османской армии. В современной Турции форма обращения к зажиточным землевладельцам, иногда — составная часть имени. Также слово «ага» во многих тюркских языках означает «старший брат», либо «дядя» и используется в качестве уважительного обращения к старшим по возрасту

Судариковы. «СУДАРЬ или сударь м. сударыня ж. государь, господин, барин». Словарь В. Даля. Су/дар/иков. Су – остаток определенного артикля — есть. Дар – дом, жилище (араб). Сударь – домовитый, хозяйственный, хозяин, господин.

Титинкин. Не можем однозначно определить происхождение и смысл имени. Тит/инкин. Титло или титул, почетное звание, величание, титулованный, знатный. Но откуда у крестьянина титул? Титин/кин = тятин, папенькин сынок. Тит/инкин – титькин. Сосунок, несмышлёнышь. По смыслу к Титинкиным близка родовая фамилия куликовских Донягиных. Доня – дочка.

Панюшкины. Нюхать. У любителей нюхательного табака — понюх, понюшка, что в один раз вынюхаешь, щепоть. На идиш есть такое выражение: «а шмек табак», понюшка табаку. Французы говорят ни за понюшку табаку пропасть (погибнуть) — mourir pour rien . Может быть предок этого уважаемого рогачёвского рода, прозвище которого стало фамилией, был небольшого роста.

Негины. «НЕГА ж. состоянье полного довольства, услады, по всем чувственным потребностям. Он живет в роскоши и неге». Словарь В. Даля.
Лямины. «ЛЯМА ж….Лямать что, пск. мешкотно есть, нехотя хлебать; почему и лямо об. также мямля, разиня, вялый человек. Лямуга об. вологодск. вялый, плохой парень; слабый, лихой, дрянной». «ЛЯМКА …Ремень или тесма через плечо, для тяги, носки, поддержки; ….чересплечный широкий ремень у бурлаков, с хвостом (веревкою) и кляпом (шашкою) на конце, для захлоста бичевы: тянуть или идти лямкой, идти бечевою». Словарь В. Даля. Скорее первое значение, иначе было бы Лямкины.

Калистратовы. «КАЛЛИСТРАТ Византийский — КАЛЛИСТРАТ Византийский, Карфагенский (ум. 304), воин, христианский мученик. Память в Православной церкви 27 сентября (10 октября)». Не будем приводить иные значения этого слова в греческом языке. В интернете их полно. Фамилия возникла от имени, которое получил родоначальник при крещении 27 сентября (10 октября). По нашему мнению основа имени Кал/и + страт. 1) Кал = равнина, долина (лезг.). 2) большое, чистое, безлесное болото, покрытое мхом и поросшее травой (хант). Страт = страд – страда – страдная земля обработанная, ухоженная. Калистрат – засеянное поле.
Кувыкины. Фамилия от уличного прозвища Кувяка. «КУБЯКАТЬ, кувякать, мямкать, мямлить, чавкать, говорить невнятно; | визжать, плакать. Кубяка, кувяка об. мямля, вялый, лентяй, мешок. | Кувяка, кувя, увя, куватка об. кур. младенец, новорожденное дитя. Кувякнуть что, влад. кинуть, бросить плашмя, шлепнуть. -ся, упасть, шлепнуться. Словарь В.Даля.
Есть и другая трактовка. От диалектного Кувай – глухонемой.
Стоцковы. От «сотский». Сотский староста — административная должность, упоминающаяся в источниках с древнерусского времени. Сотские — один из низших чинов полиции на селе. Свои обязанности исполнял, как правило, безвозмездно, в порядке натуральной мирской повинности. Выбирался ежегодно на сельских сходах по одному от 100—200 дворов. Должностные обязанности: надзор за благочинием; контроль за чистотой воды в водоемах; надзор за порядком в торговле; осуществление противопожарных мер. Был обязан доносить начальству обо всех чрезвычайных происшествиях на подведомственной территории.

Чуриковы. «ЧУРАК , чурачок м. чурбан, чурка, чурочка ж. чурбашок, чурбанчик, чурбак тамб. южн. чурбашка, чурбачок м. короткий обрубок бревна, жерди, круглого дерева; стул, стояк подо что; | *глупый, неповоротливый человек. .. Чурка, твер. чурбашек перм. сиб. колода, пень, долбанец, улей… Чурки, простые обрубки одной меры, в оглоблю толщины, которые ставят в городе и сбивают швырком; игра в чурки, в городки….Чурка, вологодск. небрачно рожденный, жировой, пригульный. Чурбанить лес, резать на чурбаны, на баклуши, для точки посуды; резать, бить баклуши. Чурбаниться, страдат. | *Упрямиться, упираться, ломаться; | вост. важничать, спесивиться». Словарь В. Даля. Почему – то нам кажется, что фамилия пошла от прозвища упрямого или упорного, очень уважающего себя человека. Но, с другой стороны, до сих пор в России «чурками» называют выходцев из Средней Азии, плохо говорящих на русском языке и плохо понимающих собеседников. Оттого производящих впечатление глупых, недалёких людей, что неверно.

Тюленевы. «ТЮЛЕНЬ м. нерпа…; в Каспийском, Аральском, Белом морях и на Восточном океане; …Неповоротливый лентяй. Беседлив (приветлив), как тюлень. …Тюленеватый парень, арх. неловкий, неуклюжий, неповоротливый». Словарь В. Даля.
Могут быть и другие варианты значения этой фамилии, но мы не нашли.
Незамаевы. Незамай. «НЕЗАМАТЬ, см. незаймать. НЕЗАЙМАТЬ, незамать кого, не трогать, не дразнить, не привязываться; бросить, покинуть, оставить в покое. Я тебя незамаю, чего ты бранишься . Незамай его сидит тут, пойдем. Незамай он сам придет, тамб. Незамайка об. обидчивый, жалобливый человек, которого обегают; неженка, недоруха, недотрога, недотыка. живоблот». Словарь В. Даля. Скорее всего, недотрога.

Сурины, Сурогины. Фамилии разные, но суть их одна и означают они одно и то же. Сур, в обратном произношении и написании РУС. Русы. Русские. Очень близко к ним имя братского народа сер/бов, самоназвание которого в далёкие времена, да и сегодня было «рашка». Трудно представить, что этносы, населяющие территории современных Сир/ии – сир/ийцы (самоназвание «рожаны»), Курдистана – курды, Ирака – иракцы — это наследники православных, говорящих на очень близких языках, народов в 6 – 7 веках, вытесненных нашествием объединённых исламом арабских племен. Часть этого населения погибла, сражаясь за свободу, часть эмигрировала на территорию Европы и заселила её (великое переселение народов), создав славянские земли, а часть осталась на родине, приняв чужую религию и чужой язык и сохранив тем самым жизнь. Вот уже 1,5 тысячи лет русский народ вытесняется со своих земель, ассимилируется, физически уничтожается под разными предлогами. И если он до сих пор существует и значим в мире, то лишь благодаря скрепам православия, лукаво именуемого врагами язычеством, и родного языка. Православие не религия, а мировоззрение народа, которое не смогли уничтожить ни годы, ни потери, ни насильно внедряемые религиозные догмы западного христианства, коммунизма, либерализма. Нынешнее время н события, происходящие вокруг России подтверждение тому. Можно добавить к сказанному и то, что слово Иерусалим можно прочитать как: Иерус+алим = Ерус + алим. Ерус + алим. Ерус — рус. Алим = алем — мир, люди (турк.). Русский мир. Израиль = Изр/а + иль. Изр = иср, в обратном чтении Р(А)СИ = РАСИ – русские. ИЛЬ определенный артикль. РАСЕЯ.

Шушарины. Очень древняя и очень интересная фамилия. Начнем со следующего. В России есть несколько названий, основанных на корне ШУШ. Шуш/кодом в Костромской области, Шушары под Санкт – Петербургом, Шуш/енское, на реке Шуш/е, где в ссылке жил В.И.Ленин. Согласный звук Ш может в языках и в русском языке произноситься как С. Так, недалеко от Шушкодома находиться село Сусанино. Сусанино в Хабаровском крае. Город Сус в Тунисе. Сусай в Пермском крае. Остров Сусак в Хорватии. Река Сусея в Эстонии. Суслово в Кемеровской обл. Сустон во Франции.
Вот, что пишет Е.Е. Долганев в своем историческом очерке «Страна Эфиопов (Абиссиния)»:
«В глубочайшей древности, в покрытый непроницаемым мраком промежуток времени, продолжавшийся от VII до XI династии фараонов, многочисленные племена Эфиоплянина Куша, Хамова сына, вышедшие из Аравии пред нашествием Амалика, перешли Красное море и поселились в недрах африканского материка, – на юг от Египта. Гораздо позднее, другая Кушитская ветвь, так называемые Сабеяне или Саба, оставив Южную Аравию и перейдя Баб-эль-Мандебский пролив, сосредоточилась в области восточной Африки – между притоками Голубого Нила и Красным морем… Тут приводятся также странные названия Эфиопских племен: Шем/ин, Хас/а, Сус, Каас, Акин, Ани, Сабири, Аките, Мак/иса и т.п.»
Ефрем Ефремович Долганев (1874-1918) – протоиерей, богослов, священномученик. В 1893-1897 гг. побывал в Эфиопии, вероятно, в составе экспедиции Н.С. Леонтьева. В 1908-1918 гг. служил в Петропавловском соборе. Е.Е.Долганев был расстрелян большевиками в 1918 г. в Екатеринбурге.
Но эти странные названия прекрасно сохранились в русском языке в виде фамилий: Шем/елев, Шем/якин, Шм/аков, Сем/ин, Сем/аков, Сус/лов, Сус/анин, Сус/лопаров, Сусарин – Шушарин, река Шуш/а и село Шуш/енское, Кас/аргин, Кас/атик, Акин/феев, Ани/ка, Ани/кеев, Мак/авеев, Мак/овкин и множества подобных. В том же ряду имя Исус – И/сус Христос, И/сус Навин. Таким образом, Шушарин = Шуш+ар+ин.
Где АР (Арий) — значит воин, мужчина, муж, отец. Как многие считают, слово Арий производное от слова солнце. Ар, Ур (ура, воинский кличь русских), Ария, Арег, Арев (солнце по-армянски), Яр, Ярило (ярый, яростный) это солнечный, светлый. Арии (авест. airya-, др.-инд. ā́rya-, др.- перс. ariya-) — самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии. Языковая и культурная близость этих народов заставляет предполагать существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные иранские и индоарийские народы. Шушарин – СУС арий.

Персовы. Персы, иранский народ, основное население Ирана (по разным оценкам от 36% до 61%), общность групп населения Ирана, Таджикистана, Афганистана, Азербайджана, для которой родным языком является фарси. Государственной религией когда-то был зороастризм, и большинство ираноязычного населения исповедовало эту религию. После арабского завоевания эта религия стала терять последователей. Зороастризм (Благая Вера») — одна из древнейших религий, созданная пророком Заратуштрой якобы полученная им от Бога — Ахура Мазды. В основе учения Заратуштры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. Общим наименованием зороастрийских священнослужителей, выделявшихся в отдельное сословие — «хранитель огня». Священники именовались прежде всего мобедами (из др. иран. magupati «глава магов»). Маги — жрецы и члены жреческой касты в Древнем Иране, а также в ряде соседних с Ираном стран. Маги играли большую роль в политической жизни этих стран.
«Маги – в широком смысле слова жрецы огня, а волхвы и чародеи – хранители древнего тайного знания, которым они широко пользовались в своей повседневной практике. Слово «маг» наидревнейшего происхождения, корни его теряются в глубине веков. Производными от него являются различные понятия в разных языках, и прежде всего связанные со значением «большой», «великий», «могучий». Собственно, русское слово «могучий» – лучшее тому доказательство: этимологически связанное с глаголом «мочь» (в первом лице – «могу – мог – смогу»), оно наглядно демонстрирует фонетическую трансформацию гласных и согласных звуков в рамках одной-единственной лексемы. Глубиннуя связь между архаичными корневыми основами прекрасно понимали русские офени, носители древнейшего тайного знания и «секретного» языка, которые напрямую связывали понятие «маг» с лексическим гнездом «мог – мочь – может» и утверждали: «Кто может – тот и маг». (В исчезнувшем языке древних готов, принадлежавших к германским народам, выражение «mag» означало «я могу». Современные немцы тоже говорят: «Es mag sein», что означает «может (быть)».) От общей корневой основы образованы такие хорошо известные «интернациональные» слова, как латинское «magnus» – «большой», «крупный», «мощный», «magister» – «начальник», «глава», «правитель» (отсюда русские понятия «нерусского» происхождения – «магистр», «магнат», «магнит», «магний» и др.). Из индийского языка, древнего и современного, хорошо известны имена, прозвища и названия с корнем «maha» – «великий»: Махавира Вардхамана, основатель религии джайнизма; Махатма («великая душа») Ганди; «Махабхарата» – великая эпическая поэма (дословный перевод названия – «(Сказание) о великих Бхаратах»); Махараштра, штат в современной Индии с административным центром Бомбей, и др. Нельзя не упомянуть еще одного заслуживающего внимания факта: имя одного из властителей…народов, упомянутых в Библии, обозначено как Магог; другого звали просто Гог.
Как видим, лексема «маг/мах/мог/мох» достаточно распространена в языках (и не только в них). Однако есть все основания считать, что во многих топонимах и гидронимах эта корневая основа сохранилась в своем древнеиранском обличье – маг как жрец и кудесник. Посмотрим под данным углом зрения на карту России: фронтальный анализ здесь ни к чему, но и выброчный вполне показателен. Достаточно взглянуть на карту Окского региона, чтобы понять: случайные совпадения здесь вряд ли имеют место. Гидронимы бассейна Оки: «маг» – Магиленка, Магиленской, Магина, Маглуша, Магнуша, Магулша; «мах» – Маха, Махаев, Махалка, Махинов, Махнавской, Маховища, Махорка (прежнее название – Махра), Махорский, Махринский; «мог» – Мог, Могорский, Могоща + 6 гидронимов, образованных от слова «могила»[50]; «мох» – Мох, Мохра + около 50 гидронимов, образованных от слова «мох» в смысле хорошо известных примитивных растений, произрастающих повсюду – в лесах (в особенности), по берегам водоемов и рек, в горах, тундре и т. п.
В современной Ленинградской области …протекает река с загадочным названием… Мга. Поскольку и река, и населенный пункт находятся на пути древних миграций, …можно предположить, что первоначально гидротопоним звучал как Мага – от слова «маг». Его опосредованное влияние (через понятие «магнит») несомненно также в орониме Магнитная гора и производном от нее названии города Магнитогорск.
… искомая лексема «маг» присутствует в названии города Магадан? …корневая основа топонима заимствована из тунгусо-маньчжурских языков – эвенкийского слова «монгодан» («морские наносы», «плавник») или эвенкского (орочского) мужского имени Магда… В христианской традиции, как хорошо известно, также имеется имя Магда, правда не мужское, а женское. Это сокращение более полного имени, Магдалина, – прозвище евангельской блудницы из ближневосточного города Магдалы. В основе его также лексема «маг», как и в названии германского города Магдебург. Примеры можно приводить и дальше, но все понятно и так». «Не исключено, что русское слово «могила» этимологически сопряжено с арийским словом «маг»; во всяком случае, в средневековой зороастрийской практике зафиксировано понятие могилы, которое на среднеперсидском языке звучит как magu-ula, что означает «холм мага».
Эта большая цитата из прекрасной книги «Загадки русского Междуречья» — Демина Валерия Никитича, и Назарова В. Н..

Маковкины. Вот и эта фамилия происходит от слова МАГ. Мак/овкин. Мак = маг. Маг, магнат, могучий, маковка церкви, максимум и т.д. Не надо думать, что фамилии на МАК в России редки. Нет, форм таких фамилий более 50. Максимов, Маковеев, Макашев, Макаров, Макагонов, Маклаков, Максаков и пр. и пр.

Юрасовы. Имена Георгий, Юрий, Егорий, Жора считаются различными лишь сегодня. А в старом русском языке он означали одно и то же. Георгий = Юрий = Егорий, = Жора. Чрезвычайно значимо почитание в России святого Георгия Победоносца. И не только в России. С давних пор Святой Георгий сделался истинно народным, что чуть ли не в каждой стране имя его переделывалось на особый лад: ИОРГЕ у средневековых немцев, ЖОРЖ у французов, ЕГОРИЙ или ЮРИЙ у русских, ГЕРГИ у болгар, ХОРХЕ у сербов, JERZY у поляков, JIRY у чехов, ДЖЕРДЖИС у арабов и т.д. Иногда ГЕОРГИЙ прославлялся под туземными именами… например, УАСТЫРДЖИ у осетин или ХЫЗР, КЕДЕР на мусульманском востоке. Праздник его пользуется высоким уважением во всех славянских землях.
Юрасовы = Георгиевы.

Келейниковы. Может быть от «КЕЛАРЬ м. инок, заведывающий монастырскими припасами, или вообще светскими делами монастыря. Келарнаца …кладовая, для разн. монастырских припасов. .. Келарство ср. званье, должность келаря. Келия, келья, комната инока, покойчик монаха; …Однодомок, одиночная изба…». Словарь В. Даля.

Судариковы от СУДАРЬ, (устар.). Форма вежливого, учтивого, обращения. Господин.

Архаровы — от слова архаровец. Во времена императрицы Екатерины II обер-полицмейстером Москвы, то есть главой всей полиции города, был Николай Петрович Архаров (1742—1797), который разработал систему жёстких мер по подавлению преступности в Москве, он же суровыми, решительными мерами подавил Чумной бунт (1771) в Москве. Это не понравилось многим москвичам, и Н. П. Архаров снискал среди них дурную славу, которая распространилась и на всех его подчинённых — московских полицейских боровшиеся с преступностью любыми возможными способами. Служителей закона и порядка во все времена и во всех странах не очень любили в народе полицейских стали неодобрительно называть «архаровцами». С течением времени история слова забылась, но осталось его негативное значение, и «архаровцами» стали называть уже не блюстителей порядка, а всех его нарушителей — грабителей, шумных бродяг, хулиганов и вообще отчаянных людей, готовых на всякого рода преступления. Иронически о бесшабашных, отчаянных людях, способных на самые непредсказуемые поступки. Так же как позднее и до сих пор «мус/ора», агенты Московского Уголовного Сыска скрыто носившие специальные знаки с аббревиатурой названия этой структуры.
Фамилии Корешковы, Квасковы, Сорофановы просты и понятны, а Фураевым, Бувиным, Бабарсковым, Трехденево объяснения пока не нашлось.