Историческая география села Рогачёво

                            Историческая география села Рогачёво.
Верхнее Поволжье в XII – начале XIII вв. являлось пограничной территорией между Ростово-Суздальским (позднее Владимиро-Суздальским) княжеством и Новгородской землей. От устья реки Дубны водный путь шел в обе стороны по Волге. Налево можно было подняться к Твери. Другой путь в этом направлении шел на Устюжну, Тихвин до Ладожского озера и Орешка, в обход Новгорода до побережья Балтийского моря. Направо от дубненского устья по водной глади Волги можно было достичь устья рек Мологи и Шексны, откуда начинались большие водные дороги вглубь Новгородских владений, направляющиеся к Утюжне Железнопольской и Белоозеру и далее на Двину и Холмогоры; либо попасть после продолжительного путешествия в Каспийское море. «Такое удобное расположение рек представляет большие выгоды купцам, которые без большого труда ввозят товары из Каспийского моря по Волге в различные страны и даже в самую Москву». Герберштейн.
Здесь, на правом берегу Волги, ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким и был основан город Дубна, выполнявший функции пограничной крепости, а также торгового и ремесленного центра на стратегически важном месте, в устье реки Дубны – важной транспортной магистрали, по которой начинался путь от Волги по рекам Сестре и Яхроме вглубь Владимиро-Суздальских владений, названный впоследствии Северным московским торговым ходом

 

.                              pic001

Карта-схема территории Дубненского края из материалов фонда «Наследие».
Дубна, поселение на самой стрелке Волги. Здесь был административный центр Дубенского стана на котором располагался таможенный пост, известный как «Дубенское мыто». Это был таможенный пост сперва тверских князей, потом московских, и, наконец, Дмитровского удельного княжества, находившегося в подчинении у Москвы. В Толковом словаре русского языка В.И. Даля слово «мыто» как архаизм употребляется в двух смысловых значениях: оно означает и таможню — как государственное учреждение (таможенный пост) — и пошлину, собираемую с торговых людей. «Мыто» или «мыть» в значении пошлины бралось с определенного количества товара. «Мыто» в значении таможенного учреждения выполняло функции государственного органа (в рамках конкретного княжества) и, как следствие, находилось под юрисдикцией и контролем государства в лице его верховного правителя — князя.
Дубенское мыто было местом упорядочивания передвижения судов и грузов по Волге и рекам Северного московского торгового хода. С начала XV столетия резко возрастает экономическая и политическая роль Дмитрова. Дмитров был столицей самостоятельного удельного Дмитровского княжества, в составе Великого княжества Московского (в 1363 году Дмитров был присоединён к Москве в качестве особой политической территориальной единицы). От Дмитрова начинался судовой ход по реке Яхроме до её впадения в реку Сестру. И далее по Сестре в реку Дубну и Дубной в Волгу. Взаимное слияние трёх малых рек Яхромы, Сестры и Дубны обусловило положение Дмитрова, который был соединен с Волгой непрерывной водной дорогой и являлся ближайшей московской пристанью на верхнем течении Волги, что во многом способствовало усилению его экономической роли и превращению в достаточно крупный региональный центр торговли.
На рубеже XIV-XV веков, по мнению учёных, происходит резкое изменение природно-климатических условий, вследствие которого значительно повышается уровень воды больших и малых рек Восточно-Европейской равнины, в частности Волги и её притоков — малых рек. Это, безусловно, имело огромное значение для формирования и развития водных и торговых коммуникаций в Северо-Восточной Руси и, как следствие, служило предпосылкой для активизации хозяйственной жизни и налаживании экономических связей между отдельными регионами.
По всему этому водному пути возникали города, села, деревни. Путь требовал охраны и поэтому здесь устраивались монастыри. Монастырь — место сторожевого охранного пункта территории и воинского контингента в нем, а лишь потом идеологический центр.  Корень слова «мон» — главный, верховный. Мон/арх – глава территории, страны, государства. Моно/мах –(моно/маг) – верховный жрец территории. Современное значение слова «стырь»  — страж. Князь Владимир Мономах в этом же ряду.

Дорога была отмечена рядом таможенных застав – «мытов» — где собирались пошлины с провозимых товаров. Мыты были устроены не только на устье реки Дубны, но и в Дмитрове, Кашине, Скнятине, Угличе, на устьях рек Мологи и Шексны. Следует отметить, что водный ход, связующий Дмитров и Волгу, до конца XV века находился одновременно в составе владений Дмитровского удельного и Великого Тверского княжеств. Суда шедшие от Дмитрова по реке Яхроме и далее по Сестре, до слияния её с Дубной, находились под юрисдикцией дмитровских князей, а от устья Сестры по Дубне и само устье реки Дубны при ее впадении в Волгу — в зоне тверских владений. Со второй половины XV века Дмитров ведёт оживлённую торговлю с Севером. Активно торгуют монастыри — крупнейшие феодалы того времени — Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Калязинский, Песношский, Борисоглебский, Медведева пустынь, Андрониковский, Покровский. Монастыри Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский добиваются у дмитровских и тверских князей освобождения от таможенных пошлин. Кириллов монастыр посылает по водному ходу суда с рыбой и солью, а в обратный путь нагружает их рожью. Троице-Сергиев монастырь торгует с Белоозером, Двиной, Холмогорами, Вологдой. Так, при дмитровском князе Юрии Васильевиче (1462-1472) монастырь пользовался беспошлинным проездом трехсот возов через Дмитровское княжество в Новгородскую область и обратно. Товары из Дмитрова и в Дмитров, в связи с узким фарватером водного хода, особенно по Яхроме, приходили летом на судах неглубокой осадки. Более значительные суда перегружались в устье Дубны или у села Рогачёво (при впадении реки Яхромы в Сестру). Грамота конца XV века предусматривала случай: «… А заслянет их судно монастырское усть Дубны, и они выкладываются из того судна в три павозки.» Иными словами, провозимый товар из одного большого судна на устье реки Дубны перегружали в три мелкосидящих. Суда, ходившие по водному ходу, носили различные названия — паузки, павозки, лодки «с набои» и челны. Самая маленькая пошлина шла с челна — судна незначительной вместимости. Больше брали с лодки «с набои». Этот термин обозначал лодку с подставленными к бортам досками. Значительнее по объему были паузки или павозки — с них брали пошлину с каждой донной доски («колко будет в паузке досок»). Лодка «с набои» вмещала в себя от 3 до 5 человек либо около 100 четвертей ржи или 30 пудов соли. В Дмитров от устья Дубны приходили в основном мелкие суда — суда небольшой осадки. Там они разгружались на возы и уже сухопутным путём, привезённые по воде товары, доставлялись в Москву. Крупные суда шли от устья Дубны до села Рогачёво, близ которого находился Николаевско-Песношский монастырь. В Рогачёве сложился в этой местности оживлённый торговый центр; другой впоследствии сформировался к середине XVI века в Кимрах. Как отмечает М.Н. Тихомиров, «на торги в Дмитрове, Рогачёве и Кимрах съезжались крестьяне из царских, монастырских и частновладельчески сел и деревень, находившихся поблизости и даже из Переяславля». В Рогачёво бывали и торговали «сведенцы смоленские, паны московские». Среди наиболее распространённых товаров, провозимых по водному ходу на торги, в письменных источниках чаще всего упоминаются соль, рыба, хлеб. Но кроме того среди товаров встречаются медь, свинец, олово, икра и мёд. Таможенные грамоты для торговых людей из Дмитрова и Московской земли устанавливали более льготные условия по сравнению с «иноземцами» — новгородцами, псковичами и другими. «А кто приедет, из всех городов и из волостей московской земли и новгородец, и псковитянин, и тверин, и казанец, и рязанец и иноземец всякой, в повозке к г.Дмитрову и сколько будет в повозке во дне досок и наместнику с доски данные по алтыну…, а придет иногородец в лодке и будет лодка с набои, и наместнику имати с лодки по алтыну, а кто придет в Дмитров торговати из всех городов из волостей Московской земли, и таможникам у них имати с рубля по три деньги», — сообщается в одной из грамот.
Со второй половины XVI столетия водный ход от устья реки Дубны по Сестре и Яхроме до Дмитрова постепенно тишает и пустеет. Это было связано с те, что именно с середины XVI века был проложен новый прямой путь от Москвы к Белому морю. Торговля с Западной Европой, прежде всего, с Англией, идет уже через новый российский северный порт — Архангельск. Падает значение старых торговых центров на северо-западе Руси: Пскова и Великого Новгорода. Вместо далекого водного пути на Белоозеро товары с большой скоростью идут по дороге от Вологды на Москву. Окончательно старый водный ход теряет своё былое значение в XVII веке. Однако и в этот период Дмитров продолжает вести торговлю с Белоозером и Устюжной — через Дмитров идут поставки свежей рыбы для царского стола. В Дмитрове создаются особые рыбные пруды и специальный рыбный двор, а естественная водная артерия Дубна-Сестра-Яхрома используется в качестве своеобразного водного рукава, в который направляется, загоняется волжская рыба. В связи с доставкой рыбы к царскому двору Дмитров переходит в дворцовое ведомство в последней трети XVII века.
Примечательно, что водный ход по малым рекам от Дмитрова к Волге, через устье Дубны, использовался с середины XV века и как транспортная коммуникация. Водной дорогой по случаю пользовались представители правящего княжеского и царского дома. Письменные источники донесли до нас несколько подобных фактов. О двух из них, относящихся к событиям феодальной войны второй четверти XV столетия, речь пойдёт позднее. В своей работе «Российское государство в XV-XVII веках» М.Н. Тихомиров отмечает о бегстве на север по водной дороге в 1480 году, во время нашествия хана Ахмата, Великой княгини Софьи Фоминишны, жены Великого Московского князя Ивана III, племянницы последнего византийского императора Константина. «Неизданная Вологодско-Пермская летопись сообщает, что по выходе из Москвы Великая княгиня Софья «поиде к Дмитрову и оттоле в судех к Белуозеру» — пишет Тихомиров.  Исполняя обет, данный во время болезни, Иван IV Васильевич Грозный отправился на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь, воспользовавшись дорогой через Дмитров как наиболее удобной. Его путь лежал по рекам Яхроме и Сестре в Дубну, оттуда в Волгу, затем Шексною вверх к Белоозеру. Во время этой поездки умер его сын Дмитрий.
В 1701 году царь Петр I Алексеевич, для обозрения хода на судах из Волги в Москву, проехал по рекам Дубне, Сестре и Яхроме. Этому предшествовал именной указ 1701 года о подготовке к проезду царя по рекам Тверце, Волге, Дубне, Сестре и Яхроме.
                 По материалам историко-культурного портала Игоря Даченкова «Наследие», город Дубна.
Результатом проезда стала идея строительства канала, соединяющего Волгу и Москву-реку. Исполнение было поручено Василию Дмитриевичу Корчмину (до 1671 — 1729) — ближайшему сподвижнику Петра Великого.
Русский главный царский инженер; ключевая фигура в петровской армии: один из создателей лучшей артиллерии своего времени, конструктор пушек и новых видов вооружения (изобретатель боевых ракет и огнемёта), мастер фортификации и осадного дела, участник многих петровских баталий (при этом трижды был ранен), военный разведчик, гидрограф, пионер в поиске и создании новых водных путей; промышленник (создатель частных предприятий, работавших на оборону); генерал-майор (1726 год), майор лейб-гвардии Преображенского полка, кавалер ордена св. Александра Невского (1728 год). Корчмин, по указам Петра I, занимался вопросами по созданию водных путей из Волги в Новгород, Санкт-Петербург и Москву. Корчмин нащупал верное решение. Он обратил внимание на чрезвычайно благоприятное географическое положение Дубно — Сестринской водной системы. В письме от 5 октября 1701 года он писал, что «изобрёл место благополучное к водному пути в Новгород»: через устье реки Дубны и реку Сестру.

Изысканиями Корчмина позднее, в 1722 году, по поручению царя разработать уже детальный проект Волжско-Московского водного пути и спроектировать строительство водного канала, воспользовался Вилим Иванович Геннин (1676 – 1750 гг.). Вилим Иванович наметил удобное место для устройства водной коммуникации от реки Москвы до Рогачевской пристани на реке Сестре. Но реализован был этот проект лишь сто лет спустя после строительства Московского (Екатерининского) канала, соединив -шего реки Истру и Сестру. Вскоре после этого была построена железная дорога Москва — Петербург и конкурировшая с ней водная система пришла в упадок. И лишь канал им. Москвы, построенный в 1937 году, полностью воплотил в жизнь мечту Петра Великого.

pic

Карта Рогачёва 1985 года.

Зелёный цвет это низменности, когда то занятые водами древнего ледникового моря — озера. Серый цвет возвышенности, острова и берега этого моря. Клинско — Дмитровская гряда берег, а, к примеру, Трехсвятское, Куликово с Говейновым и все другие поселения на островах. Если пройти по течению Лбовки от Школьной горы до кладбища и далее, то становиться понятным, что долина реки когда — то была заливом нашего озера, через который надо было переправиться  едучи по дороге связывающей Московское княжество (Дмитров ) и Тверское ( Клин). Объехать, по тогдашним дремучим лесам и непроходимым болотам, можно, но дураков на Руси и тогда было немного, проще мытный сбор с товара у переправы через Лбовку (где сейчас мост) заплатить рогачёвским таможенникам — пограничникам. Как и всегда, как и везде, себя они не забывали. Отсюда и пошло рогачевское богатство и замечательная предприимчивость. А жили  тиуны  на своей улице у моста, что стала Малым Рогачёвом. Дорога Дмитров — Рогачёво имела стратегическое значение ещё до основания Дмитрова и строго оберегалась.
Широко известно, что в 12 — 13 веках наступило резкое ослабление Киевской Руси. Причины ослабления различны, но нельзя сбрасывать со счетов и неприятия народом насильно внедряемого правящей верхушкой новохристианства из — за резких отличий в мировозрении. «Добровольное» принятие христианства сократило население русских в Киевской Руси с 12 миллионов до 3 миллионов, из которых 6 миллионов погибло до монголо-татарского ига, а 3 — при помощи ордынцев» (Н. Н. Островский «Святые рабы».) – 75% населения Руси. Может быть и не погибло, а разбежалось в разные стороны. Как следствие, после крещения Руси начался исход населенияв из Киевской, Волынской и других южных земель в Литву, Польшу, на русский север в Поморье, в Сибирь, на Урал, а в основном на более безопасный северо-восток, в Ростово-Суздальские края – в «залесье». Люди шли сюда как с запада, из земель Новгородской, Полоцкой и Смоленской, так и с юга, из Киевщины, после того, как были проложены дороги и «сквозь вятичи», с Днепра на Оку. По этим дорогам из южной Руси пошел громадный поток народа в междуречье Оки и Волги — Москву, Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Дмитров и т.д. Нынешняя трасса Клин, Рогачево, Дмитров и есть один из участков древнего пути. В Рогачеве, на границе княжеств, в самом удобном для обороны месте на переправе через озерный залив и была устроена пограничная застава, а погранотряд (пользуясь современной терминологией) размещался за частоколом в Синьковском городище. Представляет собой небольшое возвышение во главе мыса, защищённого естественной преградой — оврагами с двух сторон и насыпным валом — с третьей стороны. Датируется V-VI столетиями. На территории Дмитровского края обитали в это время преимущественно кривичи — одна из ветвей восточных славян. В двух километрах от городища имеется другое древнее поселение — Каргашинское селище, где жили представители народа меря.

 

pic002

Дорогу перед городищем со стороны Твери пересекали две реки с говорящими названиями, Буйнятка (буйная), поэтому и Бунятино и Варварка, также, вероятно, особа с непростым характером. Стало быть, непрошенным гостям, со стороны Твери по пути в Дмитров нужно было преодолеть несколько водных преград с заставами в Рогачеве и Синькове.

Пожалование села Рогачева в Николо-Пешношский монастырь было сделано удельным князем Дмитровским Петром Дмитриевичем в 1432 году. Всего лишь  первое упоминание о селе в письменных источниках, но никак ни дата основание села. Расположенное на двух больших трактах между Дмитровом и Клином, имея по соседству судоходную пристань на устьях рек Яхромы и Сестры, село Рогачево издавна славилось своей торговлей и промыслами. В XV веке в Рогачёве было уже 20 торговых монастырских лавок. В начале XVII столетия торговля в Рогачёве достигла такого масштаба, что с села уже собирались таможенные пошлины. С XVIII века Рогачёвские торговцы вели свои дела со многими отдаленными городами, даже с Санкт-Петербургом. Вот несколько наиболее известных фамилий Рогачёвских торговцев и предпринимателей: Маковкины, Горюновы, Квасковы, Блиновы, Мочаловы, Мошкины, Сарафановы, Рыбаковы, Гордеевы, Юрасовы, Архаровы. В XIX веке в Рогачеве было уже около 50 лавок с гостиным двором на площади, с церковными лавками, 6 трактиров, 4 питейных заведения с винным складом и погребами Горюнова, 4 кожевенных и один клейный завод. Каждую неделю в Рогачеве устраивались два рынка, а раз в году – две ярмарки: Никольская и в десятую пятницу по Пасхе. Кроме того, в году было два так называемых сборных рынка: перед Николиным днём – зимою и в понедельник третьей недели Великого поста. Народу на ярмарках стекалось до 10 тысяч. Годовой торговый оборотный капитал достигал более миллиона рублей. Торговали мануфактурой, галантереей, хлебом и мясом. По свидетельству очевидцев, в Охотном ряду в Москве нет ни одной мясной лавки, где бы ни было рогачёвских мясников. Крупным торговцем мясом был Гордеев, он скупал в день 500-600 голов крупного рогатого скота. Кожи у купцов обычно скупали Юрасов и Архаров, владельцы кожевенных заводов устроенных на Реке Лбовке. Они не гнушались кожами дохлых лошадей, собак и кошек. Они также покупали кожи у охотников, в том числе шкуры рысей, лисиц.

Нет сомнения, Рогачёво и рогачёвцы, жители рогачёвской волости  обязаны были, до 1917 года, нажитым  богатством и благополучием  как своей предприимчивости и трудолюбию, так и   умению целенаправленно использовать преимущества природного, географического расположения села. Я имею в виду  широко известные Рогачёвские яриарки. Последующий текст создан на основе блога «Записки Дилетанта», см. dilettante55.blogspot.com/2013/11/1917.html

«Вроде ничего сложного нет. Люди торговали и торговали и об этом все знают. Но почему именно на этом месте велась такая активная торговля и достаточно продолжительное время — несколько сотен лет? Понял причины такой популярности знаменитых Рогачевских ярмарок. Многие слышали о Поле чудес в Рогачёво, знаменитое среди чёрных копателей и кладоискателей Москвы и окрестностей. 
     Рассмотрим карту. Это три поля расположенные на окраине села. Ориентироваться здесь легко. Поля выделенные красными овалами вдоль окружной дороги это и есть Поле чудес. Прямая линия  — хорда соединяющая концы окружной дороги это улицы Рогачёва. При желании можно различить и площадь Осипова и храм и кладбище. Именно на этих полях и проходили Рогачёвские ярмарки». Причём,  ранее на этом месте располагалось первое рогачёвское (староверческое) кладбище. См. «Историю торгового села Рогачёва» И. Т. Покровского. Ничего удивительного в этом  нет. Рогачёвцы, основавшие здесь поселение были истинно православные христиане, как и все русские люди. В 17 — 18 веках стараниями Никона, царя Алексея и его сына Петра 1 исконная народная вера была лукаво и  насильно подменена новым европейским христианством, по форме схожим, а по сути противоречащим изначальной вере русских людей. Преследования, моральные и физические староверов (старообрядцев) заключались и в запрете хоронить умерших на старых кладбищах и уничтожению их — запахиванию.Так же и при насаждении новой в России веры — коммунистической уничтожались повсеместно церковные кладбища. И в Рогачёве исчезло кладбище у собора. Здесь, когда строили на его территории сначала ТП, а затем ресторан «Радуга» всё вокруг было завалено  костями и черепами наших предков.ярмарка 1И посмотрим на это же место глазами Шуберта

ярмарка 5

Место ярмарок между Безбородово, Кочерги, Васнево.ярмарка 6

   «Достаточно удобный и безопасный путь по воде из Волги. Как известно состояние дорог в те далекие времена было …. Да не было в те далекие времена дорог. Было единичное количество трактов, а остальное были обычные накатанные грунтовые дороги. Только тракты отсыпались или иногда мостились камнем.  Из за отсутствия дорог перемещение на телегах было достаточно затруднительно и по времени продолжительно.   За день, в лучшем случае,  лошадь с телегой, и не всякая, одолеет  30 — 40  километров.
По реке Яхрома баржи то же тянули лошади, но перевозимый груз из расчета на одну лошадь разнился в разы. Старое русло  Яхромы хорошо видно на картах Шуберта.
Село Рогачево центральный перевалочный пункт торгового пути из Москвы на север и ярмарки здесь была именно общегосударственного масштаба. Они не могла замыкаться только теми тремя полями,  отмеченными  на первой картинке. Торговля велась от Усть-Пристани до Николо-Пешношского монастыря (Луговой). Баржи стояли у берега и купцы прямо с них распродавали свой товар. Если пройтись по берегу, то можно увидеть углубления как бы предназначенные для стоянки таких судов. Делаем вывод, что торговля велась практически по всему течению реки Яхрома от Уст-Пристани до Николо-Пешношского монастыря и естественно в тех местах где был удобный подъезд (см. карту Шуберта). На участках между Александрово — Копылово и рекой так же велась торговля. По реке Сестра корабли поднимались до Трехсвятское. Там основное место торговли было возле Чернеева. Ну а дальше нагруженные телеги разъезжались кто в Клин, кто в Дмитров или же кто в Москву. В Клину ярмарки были еженедельно по субботам, а в Дмитрове кроме еженедельных еще одна недельная 15 сентября».